Для Древней Руси шитье было одним из самых исконных видов художественного творчества, имело прочные традиции во всех уголках необъятной русской земли, являлось неотъемлемой частью повседневного быта самых широких слоев населения. Из летописей известно, что в Киеве еще в ХI веке была устроена школа шитья и тканья, что храмы XI-XII веков богато украшали тканями.
Лицевое шитье - один из видов иконописания, в котором воспроизводились разные иконографические сюжеты, часто его называют "живописью иглой". С лицевым шитьем Русь познакомилась в конце Х века, и русские мастерицы успешно освоили его приемы и технику. Своего расцвета искусство шитья достигло в Средневековой Руси, поднявшись до высокого художественного уровня в Москве XIV-XV вв. Главными центрами создания этих изделий были монастыри и мастерские при великокняжеском дворе. Произведения шитья XV в. можно охарактеризовать как образцы живописного стиля, т.к. основная выразительность этих произведений достигалась локальными цветами разноцветного шелка, которым застилали определенные плоскости изображения, как красками в живописи. Иногда использовались шелка одного цвета, но разных тонов, служившие одним из средств моделировки фигур. При этом вышивальщицы применяли и особую технику шитья, так называемый "атласный шов" и шов "в раскол", когда иглой как бы раскалывалась нить предыдущего стежка, чем достигалась особая плотность и прочность шитья.
Лицевому шитью наряду с иконами отводилось важное место во всем общественном укладе. Произведения лицевого шитья использовались в декоративном убранстве храмов (покровцы на церковные сосуды, одежды священнослужителей, подвесные пелены под иконы, покровы для алтарных престолов и гробниц святых, завесы для царских врат и др.), в оформлении торжественных церемоний (хоругви, плащаницы), сопровождали людей в дальних поездках, в военных походах (шитые иконостасы). Произведения шитья высоко ценились и бережно хранились. Об этом говорят многочисленные и разнообразные вклады шитых вещей в крупные монастыри по самым различным событиям в жизни вкладчиков, приравнивались к крупным денежным или земельным вкладам, составляли казну монастыря и береглись в ризницах.
К концу XVI столетия постепенно исчезает многокрасочное шитье шелковыми нитями, оно все дальше уходит от живописи, сближаясь с ювелирным декоративно-прикладным искусством.
В последние десятилетия ХХ века возникло стремление возродить старинное искусство, и теперь на ежегодных выставках можно увидеть много замечательных работ золотного и лицевого шитья.